Стратегическое планирование деятельности фирмы
Экономическая стратегия – это совокупность правил и приемов, позволяющих создать и поддерживать высокий уровень конкурентного преимущества фирмы. Сущность экономической стратегии состоит в выборе способов и целей, позволяющих сокращать издержки производства и обеспечить прирост конкурентного статуса фирмы. Величина стратегических издержек в значительной степени зависит от нестабильности внешней среды и конкретных изменений внутри фирмы. По степени влияния на деятельность предприятия можно выделить следующие группы факторов: факторы товарных рынков, факторы географического характера, внешние общеполитические факторы и факторы внутреннего характера.
Экономическая стратегия имеет свои особенности по сравнению с краткосрочным (текущим) планированием:
– она определяет только общие направления в достижении целей;
– трудности определения абсолютных показателей полезности стратегии;
– усиление роли обратной связи.
Достижение глобальной цели стратегии требует реализации локальных целей, которыми являются миссия, производственный профиль и конкурентный статус фирмы. Экономическая стратегия фирмы реализуется с учетом ситуации, сложившейся в микро- и макроэкономической среде, поэтому направления стратегии разделяют на реализуемые на внешней среде: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов, стратегия ВЭД и реализуемые во внутренней среде: стратегия снижения производственных издержек, стратегия мотивации персонала и стратегия инвестиционной деятельности. Стратегия предотвращения банкротства является обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее задачей является раннее появление кризисной ситуации и выработка мер противодействия.
Методологические основы стратегического планирования заключается в выработке направлений разработки стратегических решений, это:
w анализ перспектив фирмы;
w анализ позиций в конкурентной борьбе;
w выбор основной стратегии;
w стратегические программы и бюджеты должны представлять основу будущей рентабельности.
Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов: выбор миссии организации, анализ факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия, анализ факторов внутренней среды; выбор стратегических альтернатив на основе матрицы «Мак Кинзи», которая позволяет наиболее эффективно определить будущий конкурентный статус фирмы; управление реализацией стратегии и ее оценка.
В процессе реализации стратегии используются качественные: расширение объема услуг, углубление знаний рынка, снижения уровня рисков и количественные показатели: доля рынка, рост объема продаж, уровень затрат и эффективность сбыта, текучесть кадров, чистая прибыль.
Теги:Планирование, Стратегическое планирование
Trackback с вашего сайта.