Содержание и виды конкуренции
Одним из главных признаков, обеспечивающих успешное функционирование экономики в условиях рынка, является наличие свободной конкуренции.
Конкуренция – мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения НТП и снижения издержек производства.
1. В зависимости от соотношения продавцов и покупателей на рынке различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
1.1. Если ни один из продавцов не может изменить цену товара – это совершенная конкуренция. В ее условиях производитель может изменить объем производства, учитывая сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек.
1.2. Несовершенная конкуренция возникает, когда на рынке ограничено количество продавцов, способных изменить объем продаж и цену товара.
2. В зависимости от характера поведении субъектов различают:
2.1. Гарантирующую конкуренцию, при которой каждый производитель стремится сохранить достигнутые позиции на рынке. Такая конкуренция возможна среди производителей, не имеющих возможности существенно менять объемы и ассортимент продукции, на располагающих капиталом для расширения и модернизации производства.
2.2. Приспособленческую – основанную на быстром копировании достижений соперника. Такой вид конкуренции используют в том случае, когда все попытки модернизации производства не дают уверенности в успехе.
2.2. Креативную конкуренцию, с помощью которой достигают превосходства за счет изменения уже сложившейся структуры спроса и предложения. С этой целью предлагают новые товары, изменяют традиционную технологию, используют необычные формы рекламы.
В конкурентной борьбе предприятие может играть 4 –е роли:
– предприятие может быть лидером, когда доля на рынке около 40%.
– предприятие может быть претендентом, когда доля на рынке – 30%.
– предприятие может быть последователем, когда доля на рынке – 20%.
– предприятие – новичок, когда доля на рынке – 10%.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов:
А) емкости рынка;
Б) удобство расположения предприятия;
В) деловой творческой обстановки в коллективе.
Поэтому руководители предприятий должны широко использовать маркетинговое изучение рынка и строить свою работу на основе маркетинга.
2.Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия
Для характеристики конкурентоспособности предприятия выделяют четыре основных уровня:
1. Руководство предприятия первого уровня считает, что конструкторские и технические особенности их продукции сильно отличаются от конкурентов, а маркетинговая служба самая мощная.
2. Компании второго уровня стремятся довести свое предприятие до уровня основных конкурентов на основе заимствования технических приемов, технологий и методов организации производства.
3. Успех в конкурентной борьбе в компаниях третьего уровня становится функцией управления, т.е это может быть более мобильный и малочисленный аппарат управления, высокая оперативность в принятии управленческого решения, высокий уровень мотивации работников.
4. Компании четвертого уровня называют предприятиями с производством мирового класса. Такие компании постоянно совершенствуют технологию на основе собственных НИОКР, повышают квалификацию своих работников, совершенствуют производственную систему за счет неординарных управленческих решений (РОЛЛС- РОЙС, ТОЙОТА, МАКДОНАЛДС), снижают издержки производства.
Важное значение для повышения конкурентоспособности предприятия. имеет информация о конкурентах.
Trackback с вашего сайта.