Потребности И Потенциал Человека
Изучение в статике и динамике потребностей, мотивов и потенциала работников организации является одним из условий правильного подбора коллектива и поддержания его в работоспособном состоянии. Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Потребности можно разделить на 2 вида: Первичные явл. по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. (потребность в пище, воде, потребности дышать, спать) и Вторичные по природе своей психологические. (потребности в успехе, уважении, привязанности, власти). Вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Существует несколько теорий потребностей
1. теория А. Маслоу (40-е гг). Потребности даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей явл. условием для появления высших. Пирамида потребностей: в основании находятся физиологические потребности, далее потребности в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самовыражении.
2.модель мотивации Ф. Герцберга (50-е гг). Две группы факторов:
1)гигиенические (внешние по отношению к работе) (Достаточная заработная плата, Уважительное отношение начальника ,Нормальные взаимоотношения в коллективе).
2)факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).
3. концепция Мак Клелланда (70-е гг), связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребностей достижения и властвования, которые не исключают друг друга и не расположены иерархически.
4 Теория ожиданий Врума. Человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Для определения мотивации важно учесть 3 практических важных фактора:
1)ожидания работника в отношении «затрат труда – результатов». Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
2)ожидания в отношении «результатов-вознаграждений», Это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;
5 Модель Портера-Лоулера. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудниками усилий, их способностей и характерных особенностей, а также осознания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
Потенциал человека – это совокупность природных данных (способностей), образования, воспитания жизненного опыта.
Различают 6 структурных элементов потенциала:
1. психофизиологический (работоспособность и здоровье)
2. образовательный (интеллект и познавательные способности)
3. квалификационный (проф.умения и навыки)
4. творческий (гуманитарные и аналитические способности)
5. нравственный (ценности и мотивация)
6. коммуникационный (способность работать в коллективе)
Потенциал работника зависит от количества экономически активного населения в стране – это часть населения, которая имеет доходы от личного участия в производстве материальных и духовных благ.
Группа экономически-активного населения состоит из 2 категорий:
а) Занятое население – это лица, которые:
- Работают по трудовому договору;
- Занимаются предпринимательской деятельностью;
- Самостоятельно обеспечивают себя работой;
- Заняты в подсобных производствах;
- Работают по договорам подряда;
- Проходят очный курс обучения.
б) Безработное население – это лица, которые:
- Не имеют работы и заработка;
- Ищут работу;
- Зарегистрированы в службе занятости.
Экономически-пассивное население – это та часть населения, Кот. находится на содержании семьи и общества, и не входит в состав трудовых работников.
Trackback с вашего сайта.