Система менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и ее составные части
Международный опыт показал, что предприятия изготавливает продукцию с учетом потребностей или требований потребителей. Эти требования фиксируются в чертежах, стандартах, технических условиях и др. документах. Но сами технические условия не могут быть гарантией того, что поставщик будет выполнять требования потребителя, т. к. в конструкции изделия новые технологии могут несоответствовать.
Вероятность того, что поставщик способен выполнить требования потребителя значительно увеличивается, если на предприятии действует система менеджмента качества (СМК).
Это привело к практике внесения в контракте требования к системе качества дополнительных требований предприятию, а также к проверке ситем качества у поставщика.
Для регулирования этого процесса в ряде стран были разработаны национальные стандарты.
В 1987г международная организация ISO(International Standardization Organization) по стандартизации разработала стандарты серии 9000.
Эти стандарты играют след. роли:
1. они концентрируют международный опыт в области УКП (упрвление качеством продукции) и могут использоваться на предприятиях при создании или совершенствования системы УКП
2. они содержат модели систем обеспечения качества, на соответствие которых может проверяться система у поставщика.
В зарубежной практике эти стандарты находят применение при заключении контрактов.
Соответствие СМК у поставщика требованиям стандарта ISO, рассматривается как определенная гарантия того, что поставщик может обеспечить стабильное высокое качество продукции.
Эти стандарты являются определенным регулятором экспорта, их применение расширяет возможности, а не применение является серьезным барьером.
3. Эти стандарты приняты в качестве основы в развивающейся системе сертификации продукции и систем качества.
Семейство МС ИСО 9000 включает в себя следующие стандарты:
– МС ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». Включает основные положения СМК и терминологию в области качества
– МС ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования». Используется для внутреннего применения организациями, устанавливает требования к СМК и может использоваться для заключения контрактов.
– МС ИСО 9004:2000 «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности». Содержит рекомендации по более широкому кругу целей СМК, чем 9001, направлена на постоянное улучшение деятельности организации, повышение эффективности и результативности СМК.
-МС ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проверке СМК и/или охрана окружающей среды». Содержит методические рекомендации по проведению аудита СМК.
Целевой установкой ИСО 9000:2000 служит обеспечение необходимости потребит. качества, но с минимальными затратами.
Ведущие эксперты в области качества (более чем 60 стран), сформировали принципы, которые были положены в основу этих стандартов.
Trackback с вашего сайта.