ABC-XYZ анализ в Excel. Примеры и практическое применение
С целью оптимизации материальных запасов, и, следовательно, получаемой совокупной прибыли, был проведен статистический анализ ассортимента и его группировка по степени влияния на общий объем продаж (ABC анализ) и группировка по мере однородности анализируемых параметров (XYZ анализ).
Объектом анализа могут выступать данные об объеме продаж в натуральном или стоимостном выражении по различным ценовым сегментам.
АВС-анализ строился на основе принципа Парето: за большинство возможных результатов (80%) отвечает относительно небольшое число причин (20%), т.е. 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента.
Для определения принадлежности выбранного ассортимента к группе внутри каждого ценового сегмента была проведена следующая работа:
1. рассчитана доля каждой позиции в общем объеме продаж;
2. рассчитана эта доля с накопительным итогом;
3. присвоены значения групп.
Группа А включает ограниченное количество наиболее ценных видов позиций, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Товарные позиции этой группы – основные в работе компании.
Группа В составлена из того ассортимента, который в меньшей степени важен для компании, чем категории А, и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).
Группа С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных позиций, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.
XYZ – анализ в управлении товарными запасами.
Метод XYZ – анализа – классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС – анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
Группировка ресурсов при проведении XYZ-анализа осуществлялась в порядке возрастания коэффициента вариации (v), показывающего (в процентах) степень отклонения данных от среднего значения:
Предполагалось, что данные имеют нормальный закон распределения: зная среднее значение и дисперсию, мы можем найти рациональный баланс между уровнем сервиса и затратами на его поддержание.
Группа X – объекты, коэффициент вариации значений по которым не превышает 10%, т.е. с вероятностью 99% можно утверждать, что прогноз на данную группу товаров будет отличаться от среднего значения на + (-) 10%.
Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% – 25%, т.е. прогноз будет отличаться от среднего значения не более чем на 25%.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%, т.е. отклонения от среднего значения превышают 25%.
Результат XYZ – анализа – группировка ресурсов по трем категориям:
Категория X – ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
Категория Y – ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Совмещение АВС и XYZ – результатов
Путем наложения результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образовалось 9 групп ассортимента, для каждой из которых необходимо разработать свои технологии управления, при этом каждая из групп имеет две характеристики: количество запасов и точность прогнозирования потребности в них.
Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.
Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, тщательный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем для категории AX следует рассчитывать оптимальный размер закупок и использовать технологию “just in time” (точно в срок). А для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования.
ABC-XYZ анализ + матрица:
ABC анализ+график:
ABC анализ шаблон скачать (немного другой)
ABC-XYZ шаблон анализа:
XYZ анализ:
Теги:excel, анализ, ассортимент, запасы, матрица, оптимизация
Trackback с вашего сайта.
Комментарии (1)
Полезная статья практическим примером