Анализ финансовых результатов деятельности
1. Анализ прибыли
Прибыль является конечным положительным результатом деятельности предприятия.
Прибыль выполняет определенные функции.
1) прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. 2) прибыль обладает стимулирующей функцией. 3) прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Задачи анализа прибыли
v Оценка балансовой прибыли по составу и динамике.
v Проведение факторного анализа прибыли от реализации.
v Выявление причин отклонений.
v Формирование чистой прибыли.
v Изучение распределения прибыли.
v Разработка финансового плана.
Основным источником информации анализа прибыли является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Виды прибыли (в соответствии с отчетом о прибылях и убытках)
Выручка от продажи – С/с проданной продукции = Валовая прибыль
Валовая прибыль – Коммерч. и управленческ. расходы = Прибыль от продаж
Прибыль от продаж + % к получению – % к уплате + доходы от участия в других организациях + Прочие доходы – Прочие расходы = Прибыль до налогообложения
Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль = Чистая прибыль
При анализе прибыли проводят горизонтальный и вертикальный анализ.
Горизонтальный анализ – изучение динамики каждого вида прибыли и ее составляющих в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Вертикальный анализ – выявление структуры изменений в составе прибыли и влияния каждой позиции на результат в целом.
Резервы роста прибыли
– уменьшение ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
– уменьшение остатков нереализованной продукции;
– ускорение оборачиваемости оборотных средств;
– улучшение качества продукции;
– снижение затрат на рубль товарной продукции;
– рост прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
– увеличение в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.
Состав балансовой прибыли
Объем продаж оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к росту прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении ее объема продаж прибыль снижается.
Структура продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на прибыль. Если увеличивается доля рентабельных видов продукции в общем ее объеме, то прибыль возрастает и наоборот.
Себестоимость продукции – обратно пропорциональна прибыли.
Цена на продукцию – прямо пропорциональна прибыли.
2. Анализ рентабельности
Рентабельность является относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат.
Рентабельность более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как она показывает соотношение полученного эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности объединяют в 3 группы:
1. Рентабельность производства продукции – показывает, сколько прибыли предприятие получает на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции. Рассчитывается отношением прибыли от реализации (валовой прибыли, чистой прибыли) к полной себестоимости продукции.
2. Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли предприятие получает с каждого рубля выручки. Рассчитывается отношением прибыли от реализации (валовой прибыли, чистой прибыли) к выручке от реализации продукции.
3. Рентабельность капитала и активов:
– рентабельность капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине капитала (всего).
– рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.
– рентабельность заемного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине заемного капитала.
– рентабельность постоянного капитала – отношение чистой прибыли к сумме среднегодовой величины собственного капитала и долгосрочных обязательств.
– рентабельность акционерного (уставного) капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине акционерного (уставного) капитала.
– рентабельность активов – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.
– рентабельность оборотных активов – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине оборотных активов.
– рентабельность ОПФ – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине ОПФ.
Trackback с вашего сайта.