Основы прогнозирования деятельности фирмы
Прогнозирование – это вид деятельности, предполагающий описание возможных или желаемых аспектов в будущем.
Прогноз – это результат прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой формах.
Прогноз имеет следующие отличия от плана:
– прогноз составляется с большей долей неопределенности;
– при составлении прогноза используются более общие нормы и нормативы;
– прогноз носит информационный, консультативный характер, когда принятие решения при этом не обязательно.
На основе подходов, разработанных в Финансовой академии при Правительстве РФ, разработана следующая классификация прогнозов.
Виды прогнозов
Признаки классификации | Виды |
1. Временной охват | долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные |
2. Возможность воздействия на будущий результат | пассивные и активные |
3. Типы прогнозирования | поисковые, нормативные, основанные на творческом видении |
4. Степень вероятности будущих событий | вариантные, инвариантные |
5. Способ представления результатов прогнозов | Точечные, интервальные |
6. Территориальный охват | глобальные, локальные, региональные |
7. Широта охвата | рынок в целом, рынок отдельных товаров и услуг |
Поисковое прогнозирование – это способ научного прогнозирования от прошлого к будущему на основе имеющейся информацию
Различают два вида поисковых прогнозов: а) традиционное, когда предполагается непрерывное экономическое развитие; б) альтернативный подход базируется на том, что внутренняя и внешняя среда бизнеса постоянно меняется.
Оба вида опираются на количественные и качественные методы прогнозирования.
Нормативное прогнозирование предполагает определение общих целей и стратегических ориентиров на будущий период и оценку развития фирмы, исходя из целей. Такой вид прогнозирования используется тогда, когда у предприятия отсутствует информация о прошлых периодах.
Вариантный прогноз основан на предположении о наличии нескольких вероятных вариантов развития – сценариев. Инвариантный – предполагает только один вариант развития будущих событий.
Точечный прогноз, предполагает, что развитие включает единственное значение прогнозируемого показателя (среднегодовой оборот возрастет на 5%).
Интервальный – это предсказание будущего в некотором интервале (рост производительности труда составит 1,7 – 2,3% в год).
Вся совокупность методов прогнозирования, в зависимости от степени однородности, может быть представлена двумя группами:
1. Простые, которые объединяет однородные по содержанию методы.
2. Комплексные – отражают комбинацию различных методов.
В зависимости от характера информации различают:
– фотографические, которые базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии предприятия и соответствуют поисковому прогнозированию.
– экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов – экспертов об объекте прогнозирования. Эти методы соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов.
– комбинированные – включают методы со смешанной информационной основой.
Среди фотографических методов наиболее часто применяется группа статистических методов:
1. Экстраполяция по скользящей средней может применяться для краткосрочного прогнозирования.
2.Прогнозирование на основе сезонных колебаний. Для сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности Iс. Индексный метод применяют для составления объемных и качественных показателей, производительность труда, издержки производства, цена и др.
3 Метод линейной регрессии базируется на анализе взаимных переменных – у = а+bх.
Пример: определите убыток фирмы, если прогноз выручки от реализации составит
а =224 тыс.руб., если совокупные издержки на ед. продукции в = 97 руб., а прогнозируемый объем у = 2000шт.
4.Экспертное прогнозирование применяется в тех случаях, когда отсутствуют статистические данные, тогда проводят исследования и на основе субъективных мнений экспертов составляют прогноз.
5. Метод составления сценариев: оптимистический, пессимистический и средний (наиболее вероятный). Составление сценариев происходит в несколько этапов:
5.1. Формулировка вопроса
5.2. Определение и группировка сфер влияния, т.е факторов, влияющих на будущее предприятия..
5.3. Установление критических (особо важных ) для предприятия показателей: увеличение производственной мощности на 3% и сокращение численности при этом на 1,5%.
5.4.Формирование и отбор предложений, т.е.альтернативных вариантов с учетом вероятности наступления событий.
5.5.Анализ результатов на основе п.3,4.
5.6 Введение в сценарий разрушительных событий.
5.7 Принятие мер.
Сценарий в целом разрабатывается в процессе долгосрочного стратегического планирования.
6. Метод «дерева целей» широко применяется для прогнозирования развития науки, техники и технологии. Т.называемое дерево увязывает перспективные цели и задачи на каждом уровне иерархии.
7. Матричный метод широко используется в маркетинговом планировании для оценки позиции предприятия на рынке (рассмотреть матрицу Мак – Кинси) и составить прогноз – сценарий.
8. Метод Дельфи является наиболее формальным и часто используется пи планировании производства и сбыта. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов с помощью индивидуальной анкеты. Совпадающие мнения используются в качестве прогноза. Метод назван в честь дельфийского аракула в Древней Греции, но разработан он математиком Олафом Хельмером.
Успешность применения каждого метода зависит от конкретной ситуации, цели прогнозирования, горизонта прогнозирования, точности информации квалификации специалиста по прогнозированию.
Теги:Планирование, Прогнозирование
Trackback с вашего сайта.