Стандарты ИСО 9000 и их роль в управлении качеством
Система качества на основе международных стандартов ИСО 9000
Международный опыт показал, что предприятия изгот. продукцию с учетом потребностей или требований потребителей. Эти требования фиксируются в чертежах, стандартах, технических условиях и др. Но сами технические условия не могут быть гарантией того, что поставщик будет выполнять требования потребителя, т. к. в конструкции изделия, в технологии могут быть носоответствия.
Вероятность того, что поставщик способен выполнить требования потребителя значительно увеличивается, если на предприятии действует система менеджмента качества (СМК).
Это привело к практике внесения в контракте требования к системе качества дополнительных требований предприятию, а также к проверке систем качества у поставщика.
Для регулирования этого процесса в ряде стран были разработаны национальные стандарты.
В 1987г международная организация ISO по стандартизации рвзработала стандарты серии 9000
Эти стандарты играют след. роли:
1. они концентрируют международный опыт в области УКП (упрвление качеством продукции) и могут использоваться на предприятиях при создании или совершенствования системы УКП
2. они содержат модели систем обеспечения качества, на соответствие которых может проверяться система у поставщика.
В зарубежной практике эти стандарты находят применение при заключении контрактов.
Соответствие СМК у поставщика требованиям стандарта ISO, рассматривается как определенная гарантия того, что поставщик способен обеспечить стабильное высокое качество продукции.
Эти стандарты являются определенным стандартом экспорта, их применение расширяет возможности, а не применение является серьезным барьером.
3. Эти стандарты приняты в качестве основы в развивающейся системе сертификации продукции и систем качества.
Первоначально техническим комитетом ТК 76 были подготовлены и приняты 5 международных стандартов в этой области ( ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004, словарь терминов ИСО 8402). В дальнейшем семейство стандартов расширялось и претерпевало внутренние изменения. В 1994 г. вышла 2-я редакция этой серии, которая включала около 20-25 стандартов, № начиная с 10000
МС ИСО 9000:2000 были установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания(банковское дело, гостиницы, больницы и т.д.).
При этом стандарты давали рекомендации по выбору той системы качества, которая требовалась в зависимости от конкретных действий.
МС ИСО 9000 в сер. 90х. имели более высокий рейтинг популярности.
На их основе сформирован современный взгляд на решение проблем качества; они адаптированы к 4 категориям продукции:
1. технические средства
2. переработанные материалы;
3. программные средства/обеспечение
4. услуги
Могут использоваться в разных секторах экономики.
Благодаря этим стандартам была упорядочена терминология, введено единое толкование основных понятий в области качества, определены направления деятельности предприятия по достижению необходимого уровня качества.
2000г – последняя версия стандартов.
МС ИСО 9000:2000. Разработчики данной версии стандартов сделали попытку вложить в них современную философию управления качеством, которая отвечала требованиям глобального рынка.
Чертами этого рынка являются:
1. насыщенность товарами одного и того же назначения
2. наличие четких требований потребителя
3. постоянная изменчивость рыночной ситуации.
Trackback с вашего сайта.