Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы совокупного спроса.
Нам известно, что при увеличении уровня цен при прочих равных условиях уменьшается спрос. И наоборот, уменьшения уровня цен вызывает увеличение объемов производства. Графически это представляется как движение от одной точки до другой по кривой совокупного спроса. Однако существуют факторы (один или несколько), которые смещают кривую совокупного спроса вправо. При увеличении совокупного спроса, влево – при уменьшении.
К неценовым факторам совокупного спроса (т.е. 2 рычагам, смещающим кривую совокупного спроса) относятся:
– изменение в потребительских расходах:
a) благосостояние потребителя;
b) ожидания потребителя;
c) задолженность потребителя;
d) налоги.
– изменение в инвестиционных расходах:
a) процентные ставки;
b) ожидание прибылей от инвестиций;
c) налоги с предприятий;
d) технология;
e) избыточные мощности.
– изменение в государственных расходах;
– изменение в расходах на чистый объем экспорта:
a) национальный доход в зарубежных странах;
b) валютные ресурсы.
Теперь рассмотрим все неценовые факторы по порядку:
1. Потребительские расходы, т.е. потребитель может принять характер закупок независимо от изменений уровня цен. Если потребитель примет решение покупать меньше товаров, при данном уровне цен, кривая сместится влево от АД1 к АД3. А если больше – от АД1 к АД2.
a) благосостояние потребителя – благосостояние потребителя складывается из финансовых активов (акции, облигации) и недвижимости (дома, земля). Увеличение реальной стоимости активов, расходы потребителя возрастут (при данном уровне цен), и наоборот.
b) ожидание потребителя – если люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить больше сейчас, и наоборот.
c) задолженность потребителя, образовавшаяся в результате прежних покупок в кредит, может заставить сократить сегодняшние расходы.
d) налоги – уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода, а следовательно, и количество покупок при данном уровне цен.
2. Инвестиционные расходы – расходы на закупку средств производства. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, смещает кривую влево.
a) процентные ставки – увеличение производственной ставки приведет к уменьшению инвестиционных расходов;
b) ожидаемые прибыли от инвестиций – предполагаемый рост потребительских расходов может стимулировать инвестиции в надежде на будущее прибыли.
c) налоги с предприятий – увеличение налогов ведет к уменьшению прибыли, следовательно, к уменьшению инвестиций.
d) технологии – новые технологии имеют тенденции к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса (микробиология, электроника);
e) избыточные мощности, т.е. наличный неиспользуемый капитал. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет стимула, чтобы строить новые заводы.
3. Государственные расходы – примером увеличения государственных расходов может служить увеличение расходов на армию или на строительство новых дорог.
4. Расходы на чистый экспорт – увеличение чистого экспорта (экспорт-импорт), приводит к увеличению спроса на наши товары за рубежом. А во-вторых, сокращение импорта, предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
a) национальный доход зарубежных стран – когда он увеличивается, то граждане этих стран получают возможность покупать больше товаров как отечественных, так и российских. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров.
b) валютные ресурсы – допустим рубль обесценивается, то можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России.
Вывод: изменения в уровне цен объясняет падающий характер траектории кривой совокупного спроса. Изменение неценовых факторов совокупного спроса вызывает смещение самой кривой.
Trackback с вашего сайта.