Содержание и организация процесса планирования
Планирование – это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние субъекта микроэкономики, путей, способов и средств его достижения. Цель – получение максимально возможной прибыли при минимальном использовании ресурсов. Планирование позволяет решить следующие задачи: – осуществить четкую координацию усилий для достижения поставленной цели; определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля; подготовить менеджеров высшего управленческого звена к изменениям рыночной конъюнктуры; побудить руководителей к принятию обоснованных управленческих решений. Методология планирования – это совокупность приемов и способов разработки планов. Основные направления совершенствования методологии планирования:
повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов;
широкое применение системы прогрессивных норм и нормативов для обоснования планов развития предприятия;
дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства;
обоснование планов развития предприятия осуществляемое на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов;
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по основным группам: нормы затрат живого труда, материальных затрат; нормативы использования орудий труда, организации производственного процесса и нормы освоения проектных мощностей.
План развития предприятия включает следующие основные разделы:
план производства валовой и товарной продукции;
план продаж товарной продукции;
план технического перевооружения производства;
план развития науки и техники;
план материально-технического снабжения;
план по труду и кадрам;
план по себестоимости продукции;
финансовый план;
план капитальных вложений и капитального строительства;
план социального развития коллектива;
план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределяет систему показателей плана, которые подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные. К основным из них относятся: объем валовой и товарной продукции, объем реализации товарной продукции, численность и состав работающих, фонд оплаты труда и средняя заработная плата, показатели наличия, движения и использования основных и оборотных средств, себестоимость, прибыль, цена и рентабельность.
На промышленных предприятиях США для оценки хозяйственной деятельности применяют своеобразную систему показателей, которую можно разделить на 3 группы: оценочные показатели, показатели издержек производства и относительные показатели.
Основной целью маркетингового подхода к управлению фирмой является обеспечение «выживания» в условиях негативных изменений на рынке. Снижение неопределенности и приспособление деятельности предприятия к изменению условий на рынке можно достигнуть, используя метод вертикальной интеграции, контроль спроса, предпринимательские сети. Планирование на предприятии возглавляет планово-экономический отдел совместно с ООТиЗ, отделом маркетинга, сбыта, материально-технического снабжения, отделами главного конструктора и технолога, главного механика и энергетика под руководством зам. руководителя по экономике. Планы развития предприятия на планируемый год утверждаются до его начала, т.е. до конца декабря текущего года.
Теги:Машиностроение, Планирование, Планирование в МС, Производство
Trackback с вашего сайта.