Арендодатели и арендаторы

18.04.2022 в 16:37
Основные понятия 'Арендодатели и арендаторы
0 3 мин.

Аренда обязательно предполагает заключение договора между собственником средств производства (арендодателем) и арендатором, который на возмездной основе получает данные средства производства во временное владение, распоряжение и использование. Следовательно, в сфере хозяйственных отношений появляется принципиально новый элемент — договор, определяющий систему взаимоотношений, конкретные права каждой из сторон и их взаимную ответственность за выполнение тех или иных обязательств, закрепленных за каждым из участников договора.

Предмет договора аренды — передача во временное и возмездное пользование арендатору средств производства, которые составляют собственность арендодателя либо органа, представляющего его интересы. В условиях общенародной собственности на средства производства интересы собственника (народа) при заключении договора аренды представляет соответствующий государственный орган, наделенный правами владения и распоряжения средствами производства. Правомерно говорить о том, что выразителем интересов собственника должны быть органы Советской власти. Однако при сложившейся и реально существующей системе хозяйственных отношений права владения и распоряжения общенародной собственностью реализуют соответствующие (как правило, вышестоящие по отношению к арендуемому государственному предприятию) органы хозяйственного управления. Они выступают в качестве арендодателя, и поэтому договор аренды предприятие заключает со своей вышестоящей организацией (министерством, ведомством, главком).Появление принципиально новых, договорных отношений между предприятием и субъектом властнокомандной системы коренным образом изменяет систему интересов каждого из них. И у арендатора (предприятия), и у арендодателя (государственного органа управления) возникают свои, нетрадиционные для нашей экономики интересы. Договор аренды регламентирует систему отношений предприятия с вышестоящим органом управления. При этом жесткая административная подчиненность сменяется равноправным партнерством. Ведь в разработке, обсуждении и утверждении договора на равноправной основе должны участвовать обе стороны — и арендатор и арендодатель.Государственные предприятия, работающие в традиционных условиях, подчиняются распоряжениям и указаниям вышестоящих инстанций и в принципе лишены возможности строить партнерские отношения с ними. Реальная власть в экономике до сих пор принадлежит соответствующим ведомственным органам управления. При работе в условиях первой или второй моделей хозрасчета функционирование системы управления на предприятии определяется общегосударственными подзаконными актами ведомств. Фактически происходит изъятие права самостоятельности у предприятий в пользу верхних уровней управления. Защита от ведомственного вмешательства у предприятий практически отсутствует. Действительно, может ли предприятие обратиться в законоохранительные органы с иском к субъекту властной системы хозяйствования по поводу какихлибо принятых последним инструкции, положения, другого документа, выражающего ведомственные интересы, если право принятия подобных хозяйственных документов законодательно закреплено за этим ведомством?Таким образом, отсутствие механизма правовой и экономической защиты предприятий от диктата ведомств, а также системы гарантии выполнения прав предприятий приводит в конечном итоге к активному (и часто необоснованному) администрированию в период перехода к рыночной экономике. Это же предопределяет низкую эффективность деятельности государственных предприятий, наблюдаемую сегодня в народном хозяйстве.

Рекомендуем:  Антимонополия

Заключение договора об аренде между предприятием арендатором и субъектом властной системы хозяйствования, выступающим в качестве арендодателя, является одним из важнейших элементов процесса перераспределения функций экономической власти в пользу предприятий. Заключение такого договора означает закрепление 6а каждой стороной определенных функций и прав по принятию хозяйственных решений. Представитель административнокомандной системы управления, выражающий ее интересы, лишается в таких условиях возможности навязывать трудовым коллективам свои указания внеэкономическими методами. Функции вышестоящего органа управления ограничиваются теми, которые указаны в договоре, а в остальном предприятие получает права хозяйственной самостоятельности.

Таким образом, арендатор, объективно заинтересованный в получении большей прибыли как источника производственного и социального развития, в приумножении своей собственности, стремится взять на себя наибольшее число функций и средств, необходимых для их реализации. Договор аренды закрепляет за предприятием определенные функции экономической власти. Но арендатор может взять на себя только то, что реально выполнимо на его уровне. Те же функции, которые в силу объективных причин не могут быть реализованы предприятием, на основе договора закрепляются за арендодателем.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *