Взаимоотношения арендных предприятий с бюджетом

18.04.2022 в 16:37
Основные понятия 'Взаимоотношения арендных предприятий с бюджетом
0 6 мин.

Надо иметь в виду, что при аренде имущества государственного предприятия в целом его трудовым коллективом основным арендодателем является государство — собственник объекта аренды, а вышестоящая организация — непосредственный арендодатель — выступает в этой роли по его поручению.

Поэтому платежи в государственный бюджет такого арендного предприятия также в определенной степени носят арендный характер. На этом основании с 1988 г. они начали определяться на договорной основе. Но при переходе к налогообложению, когда налоговая ставка устанавливается государством, она не может быть предметом договорных отношений.

В течение 1988—1989 гг. вышло несколько документов, которые были положены в основу качественно нового этапа развития арендных отношений. Это Общие методические положения по аренде государственного предприятия трудовым коллективом от 17 мая 1988 г., Положение об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР от 7 апреля 1989 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г.

Каждый очередной из этих документов признавал утратившим силу предыдущий. Однако в них оговаривалось право арендатора на сохранение условий договора аренды, заключенного до выхода нового документа. Так, например, в Основах законодательства об аренде сказано, что «условия договора аренды сохраняют свою силу на весь срок действия договора и в случаях, когда после его заключения законодательством установлены правила, ухудшающие положение арендатора». Поэтому на практике продолжают функционировать несколько режимов арендных отношений в зависимости от того, когда трудовой коллектив государственного предприятия перешел на эту форму хозяйствования.

Переход к налогообложению прибыли государственных, арендных и других предприятий предусматривается с 1991 г. До этого все арендные предприятия включали в договор аренды свои обязательства перед бюджетом в соответствий с тем порядком, который установлен на момент перехода их на арендные отношения. При этом в 1988—1989 гг. исходили из того, что перевод государственных предприятий на аренду не влечет за собой предоставления льгот по платежам в бюджет. Уровень этих платежей не мог быть ниже, чем до перехода на аренду и чем определено в исходных данных пятилетнего плана. Ведь арендные отношения для того и введены, чтобы обеспечить достижение более высоких производственных и финансовых результатов деятельности. Для государственных и арендных предприятий с 1991 г. вводится в основном единая ставка налога (45%), которая для отдельных из них окажется ниже, чем нормативы платежей в бюджет из прибыли, установленные на двенадцатую пятилетку. В этом случае для таких арендных предприятий снижение доли прибыли, направляемой в бюджет, будет иметь основание. Это соответствует положению, содержащемуся в каждом из указанных выше документов об аренде, которыми предусмотрена возможность пересмотра условий договора, в том числе по арендной плате и платежам в бюджет, если происходит централизованное изменение цен и тарифов, норм и нормативов, ставок и т. д.

Рекомендуем:  Интересы арендодателя

Платежи в бюджет предприятий, перешедших на аренду в 1988—1989 гг., рассматривались как другая часть арендных платежей наряду с той их частью, которая через арендную плату перечислялась вышестоящей организации — непосредственному арендодателю в соответствии с договором аренды. Указанные платежи вводились не как дополнительный вид платежа, а взамен ранее действовавших. Причем на первом этапе внедрения новых арендных отношений (до 7 апреля 1989 г.) использовались два варианта расчетов с бюджетом. При одном применялись все характерные для условий полного хозрасчета виды платежей из дохода: плата за производственные фонды, за трудовые ресурсы, отчисления от расчетного дохода. Отличие состояло в том, что нормативы или ставки платежей не утверждались сверху, а определялись договором (утвержденные еще до аренды нормативы и ставки рассматривались как минимальные ориентиры). При другом варианте (он получил наибольшее распространение) вместо множественности видов платежей вводился единый — в виде абсолютной суммы, фиксируемой договором.

В Положении об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР от 7 апреля 1989 г. порядок установления платежей в бюджет для арендных предприятий был определен лишь до конца двенадцатой пятилетки в размерах, принятых в исходных данных на соответствующий год этой пятилетки. В Положении не было оговорено, в абсолютной сумме или по нормативу (в %) должны были фиксироваться в договоре аренды платежи в бюджет. Госплан СССР и Минфин СССР давали разъяснения, что здесь имеется в виду абсолютная сумма.

В Основах законодательства об аренде, в отличие от предыдущих документов по переводу государственных предприятий на арендные отношения, платежи в бюджет не предусматривается включать в условия договора аренды. Определено, что финансовые ресурсы арендного предприятия формируются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), кредита, средств, полученных от продажи ценных бумаг, пожертвований и других финансовых средств. Из выручки, полученной арендным предприятием, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, фактические расходы на оплату труда, а затем вносятся налоги, арендная плата, страховые платежи, плата за трудовые ресурсы, уплачиваются проценты по кредитам. Оставшаяся прибыль поступает в полное распоряжение арендного предприятия.

Рекомендуем:  Необходимость кардинальной реформы заработной платы очевидна

Совет Министров СССР постановлением от 20 марта 1990 г. № 279 ввел в действие Временное положение о платежах арендных предприятий в бюджет в 1990 г. Данным постановлением установлено, что арендные предприятия, образованные до введения Основ законодательства об аренде, вносят в бюджет платежи в соответствии с ранее заключенными договорами аренды. Это важно для обеспечения стабильности во взаимоотношениях арендных предприятий с бюджетом. Вместе с тем им предоставлено право изменить договор, приведя его в соответствие с Основами законодательства об аренде. В этом случае платежи в бюджет определяются исходя из Временного положения. Указанным положением установлено, что арендные предприятия, созданные на основе аренды государственных предприятий, объединений или их структурных единиц, а также имущества подразделяй государственных предприятий, объединений (кроме государственных сельскохозяйственных предприятий), вносят в бюджет в 1990 г. следующие платежи: налог с оборота; платежи, исчисляемые в абсолютной сумме исходя из размеров платы за производственные фонды и отчислений от расчетной прибыли (дохода), принятых в исходных данных для определения экономических нормативов на 1990 г.; плату за трудовые ресурсы, воду л другие платежи (включая налоги), предусмотренные законодательством для государственных предприятий в 1990 г.

Если арендные предприятия получают прибыль сверх сумм, принятых в исходных данных на 1990 г. для государственных предприятий, сданных в аренду, то от суммы этого превышения они должны вносить в бюджет 30%, а в пересчете на доход — 10%, но не более норматива отчислений от расчетной прибыли (дохода), установленного для этих предприятий. Такой же порядок определен для арендных предприятий, созданных на основе госпредприятий (кроме совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, предприятий коммунального и бытового обслуживания), которым до сдачи их в аренду не были установлены нормативы отчислений от прибыли (дохода) в бюджет.В то же время не предусматриваются какиелибо изменения в исчислении платежей в бюджет из прибыли (дохода) арендных предприятий, созданных в легкой промышленности, по сравнению с порядком, установленным для государственных предприятий этой отрасли.

Рекомендуем:  Арендодатели и арендаторы

Если изменяются централизованно устанавливаемые цены, тарифы и нормативы за трудовые ресурсы, то платежи в бюджет из выручки от реализации продукции (работ, услуг), исчисленные в абсолютной сумме, подлежат перерасчету на основе расчетной прибыли (дохода) и установленных нормативов, принятых в исходных данных на 1990 г. для государственных предприятий, сданных в аренду.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *