Необходимость коренных преобразований в системе оплаты труда

16:37, 18 апреля 2022
Основные понятия 'Необходимость коренных преобразований в системе оплаты труда
0

Становилась все более настоятельной. Лишь перестройка и радикальная экономическая реформа открыли путь для их осуществления.

Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в июне 1987 г., расширил права предприятий в регулировании оплаты труда, и в частности предоставил право «определять формы и системы оплаты труда работников, не допуская уравнительности». Однако далеко не это характеризует значение начатой перестройки оплаты труда.

Закон гласит, что формирование фонда оплаты труда ставится в зависимость от конечных результатов работы предприятия. Следовательно, не государство предоставляет в распоряжение предприятия средства для оплаты труда и не национальный доход непосредственно выступает их источником, а предприятие само зарабатывает фонд оплаты, источником которого служат результаты его работы. Иными словами, фонд оплаты труда представляет коллективный заработок предприятия, соразмерный с конечными результатами, а не с трудозатратами. Во всяком случае оплате подлежат трудозатраты, эффект которых находит отражение в конечных результатах. Аналогичным образом заработок каждого работника определяется конечными результатами работы, его вкладом в общие результаты. Именно на этой основе оплата труда «возвращается» в русло хозрасчетных отношений, обретает хозрасчетную форму.В зависимости от способов исчисления фондов оплаты труда по конечному результату и их распределения возникают различные модификации хозрасчета и соответственно хозрасчетные формы оплаты труда: коллективный подряд, бригадный подряд, арендный подряд и т. п. Становление и развитие совокупности этих форм свидетельствуют о зарождении качественно новой системы оплаты труда. Акцент с традиционных форм и систем заработной платы заметно смещается в сторону новых форм оплаты труда, что и выражает суть самостоятельности, предусмотренной в Основах законодательства об аренде.

Закон о государственном предприятии не создал всех условий для утверждения действительно новой системы оплаты труда. Достаточно сказать, что фонд оплаты труда, образуемый по нормативам, попрежнему, в сущности, регламентируется сверху, вследствие чего связь его с конечным результатом деформируется. Рост заработной платы работника ограничивается тарифной ставкой (окладом), хотя в законе провозглашено, что она максимальным размером не ограничивается. Все это с очевидностью сковывает стимулирующий потенциал заработной платы.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *