Необходимость кардинальной реформы заработной платы очевидна

16:37, 18 апреля 2022
Основные понятия 'Необходимость кардинальной реформы заработной платы очевидна
0

Преобразование отношений собственности и отработка условий рыночной экономики делают ее еще более актуальной. Весомый вклад в создание новой системы оплаты труда вносит аренда.

Способствуя децентрализации и демократизации распределения, она затрагивает все основные элементы системы оплаты труда и их взаимосвязи.

Исходный пункт в становлении новой системы оплаты труда — нетрадиционный подход к формированию фонда оплаты труда. Вместо гарантируемого нормативного выделения средств оплаты под определенный объем трудозатрат арендное предприятие зарабатывает эти средства, получая их в составе выручки от реализации произведенной продукции. Принцип зарабатываемое™ становится основным при формировании фонда оплаты труда, определяет связь фонда с конечным результатом хозяйственной деятельности.

Конечный результат представлен частью выручки, отражающей эффект от затрат живого труда коллектива предприятия, который, в частности, включает средства на оплату труда. Этот эффект — валовой доход, определяемый как разность между выручкой от реализации продукции и материальными затратами. Прибыль не может выступать конечным результатом, ибо в ней не содержится заработная плата.

На государственных предприятиях, работающих в условиях хозяйственного расчета, распределение дохода производится по нормативам, и, как свидетельствует опыт, нормативы служат средством вмешательства государственных органов управления в деятельность предприятий. Тем самым ограничивается их экономическая самостоятельность, столь необходимая для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости. Следовательно, метод нормативной регламентации распределения дохода выступает фактором, сковывающим экономическую активность трудовых коллективов и отдельных работников. Многие трудовые коллективы небезосновательно опасаются, что в случаях ухудшения хозяйственной ситуации по не зависящим от них причинам фонд оплаты труда может оказаться ниже достигнутого уровня. К тому же распределительные нормативы, установление которых — прерогатива министерств и ведомств, не имеют законодательной силы, стало быть, подвержены волевому пересмотру и потому не являются стабильными, устойчивыми. В результате вновь и вновь воспроизводится линия на уравнительное распределение и перераспределение доходов.

Аренда предусматривает иные отношения с государством, иной порядок распределения конечного результата. Размеры арендной платы и других обязательных платежей из дохода фиксируются в арендном договоре на обусловленный в нем срок. Арендодатель без согласия арендатора не вправе менять условия распределения дохода. Хозрасчетный доход как часть валового дохода остается в распоряжении предприятия в виде его собственности и используется им на оплату труда, производственное развитие и социальные нужды. Распределение хозрасчетного дохода на фонд оплаты труда и другие фонды осуществляется предприятием самостоятельно на безнормативной основе.

Арендное предприятие применяет остаточный принцип образования фонда оплаты труда в сочетании с безнормативным распределением дохода. Но это уже иной остаточный принцип — не навязываемый извне, а воплощаемый самим трудовым коллективом в полном согласии с его экономическими и социальными целями. В таком варианте остаточный принцип превращается в действенный инструмент повышения эффективности производства. Кстати, предприятие при необходимости может устанавливать и иной порядок образования, средств оплаты труда, например по нормативу от любого приемлемого для данного предприятия результирующего показателя оценки хозяйственной деятельности. Важно лишь то, что непосредственным источником оплаты выступает хозрасчетный доход и коллективу надлежит в собственных же интересах правильно его распределить и использовать.С безнормативным распределением дохода арендное предприятие избавляется от чрезмерной регламентации сверху в распределении дохода и обретает реальную экономическую самостоятельность. Вместе с тем на начальном этапе внедрения аренды, как свидетельствует опыт, эта самостоятельность оказывается заметно ограниченной. Арендаторы продолжают испытывать всевозможное давление со стороны арендодателей, в качестве которых выступают те же министерства и ведомства.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *