Степень самостоятельности арендного предприятия

16:37, 18 апреля 2022
Основные понятия 'Степень самостоятельности арендного предприятия
0

Хозяйственная деятельность арендного предприятия > Степень самостоятельности у арендного предприятия выше, чем у тех предприятий, которые работают под постоянной опекой вышестоящего органа управления. И всетаки о подлинной самостоятельности говорить ра но. Она требует обеспечения таких народнохозяйственных предпосылок, в которых заложены основы хозрасчетного функционирования предприятия. К ним относятся условия материальнотехнического снабжения, ценообразование, финансовокредитная система, юридически закрепленная возможность использовать различные организационные формы предприятия

В последнее время одним из главных тормозов развития аренды называют расстроенность системы материальнотехнического снабжения. Практически любой разговор начинается с сетований на нехватку ресурсов. В связи с этим хочется обратить внимание на два момента.

Вопервых, не секрет, что по уровню материалоемкости наше производство оставило далеко позади не только развитые, но и развивающиеся страны. Зачастую дефицит материалов и сырья закладывается еще на стадии конструирования изделия, когда (мало уделяется внимания снижению материалоемкости, замене дефицитных материалов более доступными и дешевыми.

Вовторых, требование обеспечить производство всем и вся вряд ли вяжется с отказом от системы централизованного распределения ресурсов и переходом к рынку. Здесь прежде всего и проявляется неподготовленность руководителей к работе в новых условиях. Вот как оценивает ситуацию лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев, говоря о наших хозяйственниках: «Привыкнув получать все, что им нужно, от установленных поставщиков и отгружать свою продукцию в количествах и по направлениям, установленным планом, они не умеют работать без плана, то есть даже не представляют себе, как искать поставщиков необходимых им материалов и потребителей производимой ими продукции. И научить их этому так же трудно, как пингвинов научить летать» .Можно, конечно, поспорить с известным американским ученым о том, трудно или не очень учить директоров и специалистов советских предприятий. Особенно если учителем станет жизнь. Дело в том, что стремление к самостоятельности предполагает определенные навыки, умение реализовать поставленные цели, самостоятельно действовать сообразно обстановке.

В отличие от системы материального обеспечения практика ценообразования значительно сильнее «закручивает гайки» пресса, который давит на предприятия. Все они до сих пор живут в королевстве кривых зеркал, образованном ценами. Совершенно очевидно, что при централизованном установлении цен и контроле за ними, когда не потребитель, а государственный орган определяет цену, можно говорить лишь об относительной самостоятельности предприятия. Однако и в этих условиях предприятия умудряются завышать цены на выпускаемую продукцию. Так, из 7 233 промышленных предприятий, проверенных в 1989 г., на 3 659 (50,6%) выявлено завышение цен. При этом сумма необоснованно полученной прибыли (дохода) составила 103 710,5 тыс. руб. Для того чтобы представить истинные масштабы завышения цен, надо принять во внимание, что проверке подвергались предприятия промышленности, не составляющие даже 0,1 их общей численности.

Что же толкает предприятия на нарушения? Как это ни парадоксально — сама система ценообразования, потому что возможный выигрыш достаточно высок, а вероятность разоблачения незначительна.

Выход здесь может быть только в переходе к свободному ценообразованию и ценам равновесия, отражающим баланс спроса и предложения. Но в таком случае перед государством возникает немало проблем. Первоочередная из них — обеспечение социальной защищенности категорий населения с фиксированными доходами. Вторая — гарантирование условий для состязательности всем хозяйствующим субъектам. Третья — создание инструментария, с помощью которого государство может влиять на уровень цен на отдельные группы товаров.

Все проблемы довольно сложны, но, видимо, не сложнее тех, которые есть сегодня. Главное — освободить государство от несвойственной ему функции определять цену.Что же касается воздействия на цены, то здесь мировой опыт подсказывает несколько вариантов. Это и Индексация доходов отдельных категорий населения с целью компенсации роста цен и дотирование по отдельным группам товаров, и использование централизованных капитальных вложений.

Цена — чрезвычайно важный и тонкий экономический инструмент. Его самостоятельное использование предполагает определенное умение. До сих пор предприятия ви дят свою задачу только в увеличении цены. Зачастую это — единственная возможность резко повысить эффективность производства. Так, государственнокооперативное предприятие «Березка» в г. Загорске Московской области в 1988 г. работает на арендуемых основных производственных фондах, а оборотные средства в соответствии с договором переданы ему в кредит сроком на 10 лет. При этом кооператив обязался производить щитовой паркет в объеме госзаказа по государственным оптовым ценам, убыточным для предприятия. Вся сверхплановая (сверх госзаказа) продукция может быть реализована по договорным ценам, превышающим государственные не более чем на 30%. Такое решение позволило в «крат чайшие сроки вывести плановоубыточное производство в число высокорентабельных.Вместе с тем широко известны случаи, когда предприятия, используя легальные возможности (например, индексы «Н» и «М»), необоснованно завышали цены на свою продукцию.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *