Интересы арендодателя

16:37, 18 апреля 2022
Основные понятия 'Интересы арендодателя
0

Вопервых, как собственник средств производства он заинтересован в сохранении своей собственности, поддержании ее в функциональном состоянии. Вовторых, арендодатель заинтересован в получении части прибыли арендатора в качестве платы за предоставление ему прав владения, распоряжения и пользования собственностью. Однако поскольку арендодатель является одновременно и субъектом властнокомандной системы управления экономикой, существуют еще специфические, не связанные с арендой интересы.Арендодатель — вышестоящая организация добровольно от своих целей и интересов не откажется, будет стремиться к сохранению имеющегося статускво, адаптируясь к изменяющимся условиям, приспосабливая формы реализации собственных властных полномочий к складывающейся ситуации. Следовательно, арендодатель заинтересован в договоре аренды взять на себя максимум прав и средств для их реализации, сведя возможности арендатора к минимуму и переложив на последнего всю полноту ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

Кроме того, арендодатель объективно заинтересован в том, чтобы сосредоточить в своих руках максимум ресурсов, изъяв их у подчиненных предприятий. В этом случае у него появляется возможность перераспределения ресурсов, создания тех или иных ведомственных программ, что служит обоснованием их права на существование и функционирование в неизменном виде. Перспективы развития арендных предприятий, возможности их расширенного, а часто и простого воспроизводства для арендодателя зачастую отступают на второй план.

Эта система противоречивых интересов арендодателя ведомства и приводит к скрытому, а иногда и открытому сопротивлению вышестоящих инстанций переводу подчиненных предприятий на аренду и, как следствие, — к трудностям при заключении договоров аренды. Процесс перехода предприятий на аренду сдерживается тем, что трудовой коллектив предприятияарендатора имеет дело с ведомственной монополией на власть и соотношение сил между арендодателем и арендатором, как правило, складывается не в пользу последнего. Можно ли облегчить переход на аренду? На наш взгляд, этому будет способствовать выкуп имущества государственного предприятия у ведомства другим юридическим лицом (лицами) с последующей передачей выкупленных средств производства в аренду коллективу предприятия. Иными словами, существенно облегчить переход на аренду может смена арендодателя.

Наиболее перспективным представляется следующий путь. Банк приобретает имущество государственного предприятия, выплачивая его остаточную стоимость организацииарендодателю, и передает предприятие в аренду трудовому коллективу. В этом случае арендатор получает следующие преимущества.

Вопервых, изза возможной конкуренции банков коллективарендатор может выбрать тот финансовый орган, который обеспечит наилучшие финансовые условия и, кроме того, связи с поставщиками продукции, так как банков есть возможности воздействовать на них. Кроме того, банк заинтересован в развитии производства на своем предприятии, а значит, в том, чтобы вкладывать в него средства (либо меньше забирать из прибыли).Вовторых, предприятие получает большую хозяйственную самостоятельность. Банк как арендодатель в отличие от ведомства заинтересован в том, чтобы арендное предприятие зарабатывало деньги, а не выполняло экономически необоснованные, но административно определенные директивы. Здесь налицо совпадение интересов арендатора и арендодателя.

Втретьих, для арендатора открывается возможность получения льготных кредитов и финансовых стимулов.

Вчетвертых, облегчаются переход на аренду и образование коллективной собственности, Министерство, ведомство, являясь монополистом, при заключении договора аренды может навязывать арендатору невыгодные для него условия. Банку же оно ничего навязать не может. Ведь, заключая договор о приобретении имущества предприятия с органом государственного управления, банк выступает примерно в той же «весовой категории», что и ведомство. В данном случае существует взаимозависимость сторон, и односторонний учет интересов при заключении договора затруднен.

Изложенный подход, конечно, нов и непривычен, но возможности его реализации обусловлены тем, что в настоящее время функции банков принципиально изменяются: из органа, контролирующего деятельность предприятия, банк превращается в делового партнера, заинтересованного в зарабатывании денег. При этом возникает конкуренция как между государственными и коммерческими банками, так и внутри государственной банковской системы. Отмена положения, закреплявшего за банками конкретные предприятия, и появление у последних права выбора банков позволяют арендаторам в случае необходимости осуществлять смену арендодателей.

В качестве арендодателя могут выступать и несколько юридических лиц, выкупивших на свои средства имущество государственного предприятия у ведомства и сдавших его в аренду коллективу арендаторов. Этот путь обеспечивается акционерной формой собственности.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *