В осуществлении качественно нового этапа арендных отношений, связанного с преобразованием государственных предприятий в арендные, сделаны первые шаги. Они показали, что аренда, как правило, повышает эффективность производства, ускоряет рост прибыли и производительности труда. Преодолевается убыточность производства, усиливаются стимулы к достижению высоких конечных результатов. Как показала практика применения арендных отношений в 1988—1990 гг., этому в значительной степени способствовал и соответствующий порядок определения арендной платы и платежей в бюджет, которые предусматривались как финансовые обязательства в договоре аренды.Арендные платежи — взносы арендодателя, определяемые на договорной основе и включаемые в договор аренды. Эти платежи в форме абсолютных сумм, фиксируемых в договоре на ряд лет, оказались более привлекательными для арендных предприятий, так как у них не только повышалась ответственность за достижение предусмотренного в расчетах к договору дохода и прибыли, но и возрастала заинтересованность в максимальном их увеличении. Такой порядок платежей был приемлем и для вышестоящей организации, и для бюджета, поскольку обеспечивалась их полная гарантия. Опыт показал, что принятие арендными предприятиями обоснованно напряженных обязательств перед бюджетом позволяет реально гарантировать сочетание интересов трудового коллектива с общегосударственными интересами. Но это требование в некоторых случаях не соблюдалось в связи с тем, что не всегда финансовые органы имели возможность участвовать в согласовании финансовых обязательств арендных предприятий, включаемых в договор аренды.Как величина прибыли (дохода) предприятия, так и размер, платежей в бюджет должны быть достаточно обоснованными и отражать стремление трудового коллектива в условиях аренды работать напряженно, что отвечает и его собственным интересам, и интересам государства. Заключение договоров аренды с заниженными финансовыми показателями и обязательствами чревато негативными последствиями. Ведь разовый рост заработка может быть обеспечен и не за счет улучшения конечных результатов работы, а путем соответствующего перераспределения прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, в ущерб перспективам развития производства на более высоком научнотехническом уровне. Но следует помнить, что такой путь может привести трудовой коллектив к тупику. Только высокий рост выручки при снижении материальных и приравненных к ним затрат, приводящий к увеличению прибыли, позволяет систематически повышать оплату труда и одновременно решать задачи технического совершенствования производства и социального развития.
Однако определение финансовых обязательств перед вышестоящей организацией и бюджетом в абсолютных суммах связано с большими трудностями, касающимися обоснования размеров платежей на длительную перспективу. Ведь договор аренды заключается на период, как правило, выходящий за пределы пятилетки. Практически договорные отношения могут быть бессрочными за счет продления договоров. Поэтому многие предприятия в договорах аренды делали запись о том, что при получении контрольных цифр на следующую пятилетку размеры платежей подлежат уточнению. Другие определяли их только до окончания двенадцатой пятилетки и обусловливали в договоре, что на следующую пятилетку указанные платежи будут определяться отдельным соглашением. Разумеется, что в условиях перехода с 1991 г. к налогообложению прибыли ставка налога не подлежит согласованию.Вместе с тем, на наш взгляд, даже в условиях перехода к налогообложению прибыли правомерно было бы устанавливать определенную гарантию платежей в бюджет. Особенно это важно в условиях перехода территорий на принципы самоуправления и самофинансирования, так как через расходы бюджета обеспечиваются многие социальные гарантии. Относительная гарантия осуществляется через ресурсные платежи, которые не зависят от финансового результата деятельности предприятия. Но такие платежи могут иметь тенденцию к снижению в условиях более эффективного и рационального использования соответствующих ресурсов.
Видимо, по арендным предприятиям исходя из налоговой ставки и прогнозируемого роста прибыли целесообразно было бы в договорах аренды предусматривать определенную гарантированную сумму или долю платежей в бюджет и согласовывать ее с финансовыми органами, призванными обеспечивать контроль за сочетанием интересов трудовых коллективов предприятий и государственного бюджета. Гарантированной могла бы быть и та часть платежей в бюджет из прибыли предприятий союзного и республиканского подчинения, которая подлежит отчислению в местный бюджет (в Законе об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР от 9 апреля 1990 г. она определена как территориальный налог).В этой связи целесообразно рассмотреть несколько вариантов определения арендной платы и налоговых платежей (включая ресурсные платежи) с применением элементов их гарантии, что следовало бы предусматривать в условиях договора аренды.В частности, можно рекомендовать следующие варианты:часть арендной платы и налоговых платежей (включая ресурсные) устанавливается в абсолютных суммах, фиксируемых в договоре, а другая их часть исчисляется соответственно по норме (в %), также обусловливаемой в договоре (арендная плата), и по действующим налоговым ставкам;комбинированный метод: на первые годы (от 2 до 5 лет) в договоре фиксируются гарантируемые абсолютные суммы арендной платы и налоговых платежей, и перерасчет их по фактическим результатам деятельности не производится. Причем последние определяются исходя из установленной налоговой ставки и прогнозируемого роста прибыли. На последующие годы в договоре отражаются в абсолютных гарантируемых суммах часть арендной платы и часть налоговых платежей (включая ресурсные), а другая часть их исчисляется соответственно исходя из согласованной в договоре нормы (в %) и действующих налоговых ставок.
Последний вариант представляется наиболее перспективным для большинства арендных предприятий. Такой порядок расчетов позволит предприятиям, не опасаясь увеличения платежей изза роста фактической при были, наиболее полно мобилизовать имеющиеся внутрихозяйственные резервы (прежде всего ликвидировать бесхозяйственность) и обеспечить за счет этого «взрывной эффект» уже в первые годы перехода на аренду, так как в последующие годы высокий эффект может быть главным образом на основе внедрения новой техники и новейшей технологии.
Как показал опыт, при гарантированных обязательствах арендного предприятия перед бюджетом усиливается действенность хозрасчетных рычагов, отпадает необходимость в дополнительном стимулировании рационального использования ресурсов производства с помощью соответствующих платежей.