Планирование и учет производства и реализации продукции
Продукция промышленного предприятия – это совокупность произведенных фирмой готовых изделий, работ и услуг промышленного характера.
Вся продукция в производственной программе предприятия подразделяется на основную и прочую. Перечень изделий, включенных в производственную программу фирмы на определенный плановый период, определяет номенклатуру выпускаемой продукции. В процессе сбыта товара наиболее употребляемым термином является товарный ассортимент, который характеризуется шириной, глубиной и сопоставимостью.
В практике планирования на машиностроительных предприятиях применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции.
В сложившихся рыночных условиях основными плановыми показателями объема продукции на большинстве отечественных предприятиях являются: товарная (готовая); отгруженная (отправленная заказчику) и реализованная (оплаченная заказчиком) продукция. На предприятиях с длительным производственным циклом используют показатель валовой продукции.
Основные коммерческие цели любой промышленной фирмы реализуются в результате выполнения производственной программы. Основными критериями при формировании производственной программы являются: спрос и динамика продаж, стабильность спроса и величина полученной прибыли. Производственная программа разрабатывается на основе:
ü перспективного плана выпуска продукции, который разрабатывается по результатам маркетинговых исследований конъюнктуры рынка;
ü стратегического плана развития предприятия;
ü диверсификации производства, если это возможно.
К факторам, определяющим оптимальный выбор производственной программы можно отнести: степень ее разнообразия, степень инновации, интенсивность обновления, ресурсы Фирсы и классификация персонала.
Основной целью плана производства является обеспечение запланированного выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных издержках. Годовой план включает в себя:
~ разработку производственной программы по товарной и реализуемой продукции;
~ расчет валовой продукции;
~ составление баланса полуфабрикатов собственного производства;
~ разработку плана кооперированных поставок;
~ расчет использования производственных мощностей и загрузки оборудования.
Разработка плана продаж продукции является завершающим этапом составления производственной программы. В процессе разработки плана основным моментом является определение товародвижения, которое осуществляется через каналы.
Экономическая эффективность продвижения продукции на рынок определяется в результате сопоставления осуществленных затрат с увеличением объема сбыта конкретного товара.
В настоящее время основными формами отчетности, касающимися производства, являются:
1. Форма № П-1 (месячная) «Сведения о производстве товаров и услуг», утвержденная Госкомстатом России от 27.07.2000 за №54.
2. Форма № П-1 (квартальная) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности».
Важным оценочным критерием производственных возможностей предприятия является производственная мощность. На основании расчета производственной мощности устанавливается объем выпуска продукции, выявляются внутрипроизводственные резервы и определяется потребность в ее увеличении. Методика расчета производственной мощности зависит от типа производства, номенклатуры выпускаемой продукции, характера производственного процесса. Производственная мощность – величина переменная, которая рассчитывается с учетом ввода в действие нового и вывода из строя устаревшего оборудования. Измеряется в натуральных и стоимостных единицах.
Теги:Планирование, Производство, реализация продукции
Trackback с вашего сайта.